ПРОЕКТ ДЕТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Главная \ ПРОЕКТЫ \ ПРОЕКТ ДЕТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

0000162827_tXnap62D

Цель проекта: подготовка детей из  детских  домов  и оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни.

Задачи  проекта:

  • Повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).
  • Информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих детям в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –  дети, оставшиеся  без  попечения родителей.           

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы  работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ  РЕСУРСЫ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение  для  занятий;
  • Техническое  оснащение (ноутбук, видеокамера, экран, мультимедийный проектор);
  • Доска, мел, канцелярские  товары.

Кадровое  обеспечение программы:

  • Ведущий  специалист  программы – психолог, психотерапевт, педагог.
  • Специалисты  образовательного  учреждения – социальный  педагог, психолог.
  • Для  эффективного  решения задач  программы, необходимо  взаимодействие  всех  специалистов, задействованных  в  реализации программы.

Реализация  программы:

Программа  рассчитана  на  9 занятий   с интервалом  1 раз в месяц.

Продолжительность  занятия: 1,5 часа.        

Количество  участников: 15–20 человек.

Основные  мероприятия, проводимые  в рамках  программы:

  1. Разработка  основных направлений деятельности (апробирование  индивидуальных  и  групповых  форм  работы).
  2. Формирование  группы  подростков, желающих  участвовать  в программе  из  числа детей, оставшихся  без попечения  родителей.
  3. Работа в группах, направленная  на  поиск  внутренних  ресурсов – психологическая  группа.
  4. Социально-психологическое  сопровождение  выпускников  детских  домов (консультирование  специалистами центра, поддержка, работа по  запросу).

Этапы  программы

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  • Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
  • Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  4. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Программа работы с детьми из детских домов


Направление в работе
Краткое содержание работы
специалисты
Формирование коммуникативных навыков  и самоопределения
Моё  «Я» как  внутренний  мир.
В гармонии ли «Я»  с собой. Взаимодействие  моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция.
Психолог
Правовая  ориентация
Перечень  документов, которые  необходимы выпускнику.
Юрист
Валеологическая  ориентация
Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.
Медик
Социально-бытовая  ориентация
Рациональные  потребности человека.  Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.
Психолог
Педагог
Профессиональная  и  трудовая  ориентация
Льготы для  выпускников  детских  домов  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Устройство  на  работу. Безработица.
Социальный работник
Юрист
HR-сотрудник
Семейная  ориентация
Роль  семьи  в жизни  человека. Любовь.
Педагог
Финансово-экономическая  ориентация
Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.
Экономист


СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Элемент тренинга
Комментарий
Ритуал приветствия
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры).
Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия).
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Рефлексия – оценка занятия (арттерапия, беседы).
Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ритуал прощания.
По аналогии с ритуалом приветствия

Наличие  у детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей  таких  знаний, позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для  определения  уровня  успешности  постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

  1. Уровень  развития  социальных  навыков.
  2. Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.

Ожидаемые  результаты:

Реализация  программы проекта  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа:

  • Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  • Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков  коммуникативной  культуры.